[Клоэ́]
История бренда
Основательница
Габи Агьён (в девичестве Габриэль Ханока).
Габриэль родилась в 1921 году в Александрии (Египет) в большой аристократической семье с греко-итальянскими корнями. Из 7 детей она была самой младшей. Отец Габи управлял табачной мануфактурой. Семья вела достаточно буржуазный образ жизни, поэтому дети, в том числе и Габи, получили французское образование высокого класса. Мама Габи была поклонницей французского стиля. Она заказывала местным ателье пошив платьев в том же или очень похожем дизайне, что были опубликованы на обложках и страницах парижских журналов мод. Сама Габи впервые побывала в Париже будучи 18-летней студенткой, переехала она туда через 6 лет.

В 19 лет она вышла замуж за Реймонда Агьёна, сына успешных импортеров хлопка. Реймонд и Габриэль встретились, когда ей было 7 лет. Они ходили в одну начальную школу.

Когда Габи было 24 года, в 1945 году, они с Реймондом переехали в Париж. Они были антиколониалистами, разделяли социалистическую философию и входили в авангардное общество Парижа. В их кругу общения были писатели (Луи Арагон и Тристан Тцара́), поэты (например, Поль Элюар), художники, в числе которых и легендарный Пабло Пикассо. Творческий круг общения, безусловно, нашел отражение в профессиональных увлечениях молодой пары. Реймонд открыл галерею современного искусства (1956), а Габи связала свою карьеру с модой.
Краткая история
50-е
Рассказывают, что в 1952 году Габи заявила своему мужу: «Я должна работать… просто есть обед – недостаточно».

Свободная и независимая, Габи не любила чопорную, формальную моду 50-х годов. Она хотела чего-то другого для себя и других эмансипированных женщин: чего-то более мягкого, легкого, свободного, при этом изысканного и искусно сшитого. Габи купила качественные ткани и создала капсулу из 6 платьев.

«Это изумило моих друзей. Они говорили, что меня хватит на две недели». Друзья не знали тогда, что эта идея разовьется в бренд с более чем полувековой историей. Сложив готовые наряды в дорожный чемодан, Габи отправилась в самые фешенебельные бутики того времени: Carven, Dior, Jacques Fath и к удивлению, все ее платья приняли и, более того, попросили еще.

Габи превратилась из клиента в дизайнера, потому что не могла найти то, что ей было нужно.

Молодая Агьён стала пионером концепции готовой одежды. Она называла свои модные произведения «luxury prêt-à-porter», т.е. «готовая одежда класса люкс», указывая на то, что изготовление одежды под заказ, стоящей немалые деньги, больше не было нормой жизни. Девушка наладила дизайн и производство в комнате над своей квартирой.

Первым, кто последовал ее примеру, оказался Юбер де Живанши, который в 1956-м презентовал «готовую» коллекцию «Givenchy University», в 1966 году Ив Сен-Лоран открыл свой бутик с линией готовой одежды.
В 1953 году к команде бренда (которая на тот момент состояла из Габи и двух швей) присоединился Жак Ленуар, который взял на себя функции по развитию бизнеса.

Четыре года спустя, в 1957 году, прошел первый показ Chloé. И даже в этом вопросе Габи выбрала нетрадиционное решение. Коллекция SS58 была продемонстрирована за завтраком в знаменитом парижском Café de Flore, любимом месте сбора интеллектуального социального окружения Габи.
Первый показ прошел с успехом, последующих – французская публика уже ждала с нетерпением. Коллекции Chloé выходили дважды в год.

Будучи главным дизайнером в Chloé до 1959 года, Габи Агьён создавала летящий силуэт, выбирая в основном такие тонкие ткани, как шифон. Она предпочитала геометрические узоры в стиле ар-деко и такие приятные цвета, как полуночный синий и бежевый с оттенком розы.
Происхождение названия
Существуют 2 основные версии:

  • 1
    Греческое происхождение. Некоторые считают, что оно произошло от имени греческой богини земледелия и плодородия. В переводе с древнегреческого, имя означает «зеленеющая», «цветущая». Иногда название бренда связывают с древнегреческой историей любви «Дафнис и Хлоя».
  • 2
    Чаще встречается версия о том, что Дом моды получил название в честь подруги Габи Клоэ Хайсман (Chloé Huysmans), но и здесь объяснения расходятся. Кто-то слышал, что Габи считала, что это имя подходит для предсказательницы судьбы, а кто-то объяснял это тем, что буквы в имени имеют округлую форму и отражают желание Габи создавать мягкую, комфортную, женственную одежду.
  • Сама Габи так высказалась о названии в интервью по случаю 60-летия бренда:
    «Я думала, что оно милое… Я не могла написать собственное имя на лейбле, потому что в те времена ты не могла себе такое позволить».
Алфавит Chloé
Габи и ее деловой партнер Жак Ленуар сделали ставку на молодых талантливых дизайнеров, многие из которых впоследствии сделали себе имя. Габи приглашает к сотрудничеству Максим де ля Фалез, Грациеллу Фонтана и Жерара Пипарта.

В 1964 году Карл Лагерфельд присоединяется к команде студии в качестве фрилансера.

«Я с небольшой неохотой нанимала его, думая, что у немцев сомнительный вкус», вспоминала мадам Агьён: «Я смогла полюбить Карла и создать особенные рабочие отношения с ним, которые длились больше двух десятилетий. Я обожала его ум – он был культурным человеком, и к тому же любителем искусства».

В 1966 году Лагерфельда назначают главным дизайнером Chloé. Параллельно он работает еще и с Krizia, Charles Jourdan и Fendi, создавая для каждого Дом моды абсолютно разный дизайн.

Отвергая современную практику нумерации коллекций с указанием года и сезона их выпуска, Габи использовала культурные ссылки, чтобы назвать свои коллекции. С самого начала, каждая отдельная модель была названа в честь чего-то или кого-то значительного – художника, поэта, композитора.

Позже, в 50-х годах, Габи пошла дальше. Используя алфавит, она начала с буквы «А», и с тех пор каждая коллекция была посвящена следующей букве. Например, к 1972 году она добралась до буквы R – с рисунками, названными в честь Рахманинова, Ривабеллы, Рильке и Ротье…

Традиция названия коллекций в алфавитном порядке длилась до 1987. В 2012 Клэр Уейт Келлер снова начинает использовать алфавит в коллекции аксессуаров.
60-е
Габи и ее деловой партнер Жак Ленуар сделали ставку на молодых талантливых дизайнеров, многие из которых впоследствии сделали себе имя. Габи приглашает к сотрудничеству Максим де ля Фалез, Грациеллу Фонтана и Жерара Пипарта.

В 1964 году Карл Лагерфельд присоединяется к команде студии в качестве фрилансера.

«Я с небольшой неохотой нанимала его, думая, что у немцев сомнительный вкус», вспоминала мадам Агьён: «Я смогла полюбить Карла и создать особенные рабочие отношения с ним, которые длились больше двух десятилетий. Я обожала его ум – он был культурным человеком, и к тому же любителем искусства».

В 1966 году Лагерфельда назначают главным дизайнером Chloé. Параллельно он работает еще и с Krizia, Charles Jourdan и Fendi, создавая для каждого Дом моды абсолютно разный дизайн.

Помимо изысканности, Габи восхищалась производительностью Лагерфельда:
«Другие дизайнеры могли принести мне два дизайна. А Карл приносил мне до 20 законченных эскизов в течение дня».

70-е
В 1972 году в престижном 7-ом округе Парижа на пересечении улиц Дю Бак и Де Грибоваль открывается первый бутик Chloé.

В январе 1975 Дом моды заключает с Карлом Лагерфельдом эксклюзивный контракт, и вместе они выходят на новый уровень известности.

А уже в апреле 1975 под лейблом Chloé выходит первый аромат. Милый, женственный, романтичный, не слишком сложный, но выполненный с большим вкусом, он полностью соответствовал философии дома Chloé и завоевал сердца многих девушек того времени.
80-е
В 1983 году Карл покидает Дом моды, последней стала его коллекция с ножницами. Весь этот период Карл поражал своей креативностью. Журналистка Vogue Джоан Джулиет Бак так писала о нем: «Лагерфельд мог придавать форму времени, такому расплывчатому и непонятному для остальных».
В 1985 году Габи Агион и Жак Ленуар продают компанию швейцарскому конгломерату Richemont Group.

В 1987 году Мартина Ситбон становится креативным директором бренда. Она сильно меняет эстетику бренда, силуэты. В своих коллекциях она делает отсылки к мужскому гардеробу, миру кабаре, при этом сохраняет женственность образов.
90-е
В 1992 году Карл Лагерфельд возвращается в Дом моды. Под его опытным руководством, Chloé становится известной не только своим остроумным, игривым дизайном, но и зрелищными показами. Его самая известная модель, Пэт Кливленд, танцевала, импровизировала и летящей походкой шла по подиуму, идеально отражая концепцию девушки Chloé: счастливой, раскрепощенной и уверенной в себе.
В 1997 Карла сменяет Стелла МакКартни. Ей 25 лет. Она становится самым молодым, из назначенных в марке, дизайнером. В некотором смысле заново открывает бренд, переосмыслив его исторические корни в своем романтическом стиле. Ее коллекции, неожиданные и сенсационные, легко переступали возрастные барьеры, приковывая пристальное внимание к бренду, так же, как это было в 50-е годы. Вдохновленная идеей Girl Power и брит-попом, Стелла вдохнула новую жизнь в бренд и привлекла новых клиенток по всему миру.
2000-е
В 2001 году после ухода Стеллы пост занимает ее правая рука Фиби Файло (Phoebe Philo), продолжив наследие Chloé. Фиби Файло не нагружала свои коллекции излишней роскошью и эмоциональностью. Она просто создавала одежду – несложную, но очень красивую.

Под руководством Фиби в бренде открывается вторая линия See by Chloé (2001), а также происходит запуск линии сумок и других кожаных изделий.
Осенью 2006 года пост креативного директора компании занял швед Пауло Мелим Андерссон, со своей современной точкой зрения на концепт Chloé. Он славился креативным подходом и открыл бренд с новой, неожиданной стороны. Однако клиенты Дома хоть и привыкли к постоянному изменению стиля марки, так и не смогли принять его радикальных коллекций.
В 2008 году Chloé возглавила дизайнер Ханна МакГиббон. С ее приходом стиль Chloé становится взрослее. Она привнесла в коллекции более сложные образы, которые при этом выглядели изысканно. Ее особое видение и креативность соответствовали стилю бренда. В этом и заключался главный «метод Ханны». В коллекциях преобладает одежда телесных цветов с прямым кроем. Благодаря Ханне на элементах одежды появилась узнаваемая волна – фистоны.
10-е
2011 году креативным директором Chloé становится Клэр Уэйт Келлер. В своих коллекциях она находит вдохновение в богемном, легком, летящем силуэте и соединяет его с элементами английской классики. В ее коллекциях есть отсылки к архивам бренда в силуэтах и принтах.
Продолжая уже традицию бренда поиска молодых талантов, в 2012 году Дом моды учреждает свой ежегодный приз Chloé, став одним из спонсоров Festival de Mode de Hyères. Это международный конкурс, где связанные с модой молодые профессионалы могут заявить о себе.

В 2016 Chloé становится еще ближе к своей клиентской аудитории и запускает свой e-commerce проект – выходит на online продажи.

Клэр Уэйт Келлер покидает Chloé в 2017 году и переходит в Givenchy. Новым креативным директором Дома становится Наташа Рамсей-Леви.

Что ещё интересного есть у Chloé?
В 2017 году французский дом Chloé открыл собственное пространство в Париже: там располагаются архивы бренда, шоу-рум, а еще будут проходить показы и фотовыставки.

Пространство открылось выставкой Femininities фотохудожника Ги Бурдена, который снимал рекламы бренда в 1970-х. «Мы думаем, что точно знаем, как выглядит девушка Chloé, но на деле этот образ сложился у нас благодаря съемкам Бурдена», – рассказывает куратор экспозиции Джудит Кларк.

В 2018 году происходит запуск подкаста Radio Chloé. Героями выпусков становятся женщины, воплощающие естественную и свободолюбивую женственность бренда.

В декабре 2020 года Наташа Рамсей-Леви покидает Chloe. Ее преемницей становится Габриэла Херст. В 2015-м году она создала свой именной бренд Gabriela Hearst, который моментально стал одной из самых популярных дизайнерских марок в США.

Бренд часто называли «американским Hermés» за выверенный классический крой, повышенное внимание к деталям и минималистичную эстетику. В рамках своей марки Габриэла уделяет повышенное внимание экологичности создаваемой ей одежды и вкладывает большие средства в разработку новых экологически чистых тканей.

Уже в марте 2021, Габриэла представила свою первую коллекцию для Chloe. Показ состоялся 3 марта, в день рождения основательницы бренда Габи Агьен, которой бы в 2021 году исполнилось 100 лет. Херст, понимая значимость момента, провела шоу на бульваре Сен-Жермен, прямо там, где когда-то дебютировала с первой коллекцией Chloé сама Агьен.

Ценности, которые Херст привыкла доносить как дизайнер, в Chloé также пришлись ко двору. В первую очередь это, конечно, ее искренняя любовь к женщинам.

Мы помним, что основательница Chloé всегда предпочитала работать с женщинами — а Херст при запуске своего бренда собрала исключительно женскую команду.

Ее главная мысль все так же считывается — она работающая женщина и делает одежду для работающих женщин.
Херст дает им объемные сумки, в которые поместится все необходимое, позволяет им быть любыми, обыгрывая черты фигур с помощью многослойности, и даже оберегает их. Если раньше она делала это едва заметно, вшивая в карманы подкладки с частицами серебра для блокировки радиосигналов от мобильных телефонов, то сейчас делает это, может, и менее научно, но более наглядно. Например, с помощью кристаллов аметиста, цитрина, оникса и прочих камней-талисманов, которые украсили отдельные сумки и шеи моделей в виде кулонов.
Новый креативный директор
Дизайнер Чемена Камали стала новым креативным директором Chloé.
На этом посту она сменила Габриэлу Херст.

«Необыкновенный творческий талант, богатый опыт и уникальная связь с наследием и ценностями бренда делают Чемену естественным выбором для дома. Ее видение, вдохновленное любовью к бренду, станет настоящим воплощением уникальной ДНК Chloé. Я с нетерпением жду, когда оно воплотится в жизнь», — президент и генеральный директор компании Риккардо Беллини.

Подробнее в разделе "Chloe сейчас"