[Алекса́ндр Маккуи́н]
Модный Дом, который основал дизайнер Александр Маккуин в 1992, стал воплощением главных постулатов британской моды. С одной стороны, это эпатаж и постоянная игра с формой, цветом и текстурой. А с другой – следование традициям английской моды, использование национальных мотивов и техник кроя.
Именно за счет удачного синтеза этих противоположностей бренду Alexander McQueen удалось достичь всемирного успеха. Сегодня креативным директором марки является Сара Бёртон, которая продолжает развивать фирменный стиль Alexander McQueen, работая с наследием бренда.
Я ХОЧУ ОТКРЫВАТЬ СИЛУЭТЫ ИЛИ НОВЫЕ СПОСОБЫ КРОЯ, ЧТОБЫ КОГДА Я УЙДУ, ЛЮДИ ЗНАЛИ, ЧТО XXI ВЕК НАЧИНАЛСЯ АЛЕКСАНДРОМ МАККУИНОМ
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
АЛЕКСАНДРА МАККУИНА

  • 1970
    Ли Александр Маккуин родился в рабочем квартале Степни, Ист-Энд (Лондон). Будущий дизайнер рос в многодетной семье: у Маккуина было пять братьев и сестер, и он был самым младшим. Маккуины были типичными представителями рабочего класса: отец – таксист, мать – учитель в школе. Семья была далека от мира моды, которым Ли грезил с самого детства. Родители думали, что сын пойдет по стопам отца и станет водителем. Творческие профессии в семье не воспринимали всерьез, родители считали это баловством.
    С двенадцати лет Ли начал читать книги о моде. «Я читал биографии дизайнеров, – сказал он позже. – Узнал, что Джорджо Армани начинал как оформитель витрин, а Унгаро – портным… Я рано решил связать свое будущее с миром моды. Я понятия не имел на какую высоту поднимусь, но всегда знал, что чего-то добьюсь». Однажды он увидел по телевизору передачу, в которой сетовали на то, что никто не хочет учиться на закройщика.
  • 1986
    Бросив школу, он устроился подмастерьем в ателье Anderson & Sheppard, а позже в Gieves & Hawkes на знаменитой лондонской улице Savile Row, где отшивают костюмы по индивидуальным меркам для британской аристократии и мировой элиты. Кстати, именно это решение оказало влияние на дальнейшую карьеру Маккуина: все его учителя и клиенты приходили в восторг от того, как Ли умел буквально на глазок сделать выкройку таким образом, чтобы она безукоризненно сидела на любой фигуре.

    Затем недолгое время Александр работает в театральной мастерской, где шьет костюмы по оригинальным лекалам XVI века, которые впоследствии стали для него вдохновением при создании коллекций Alexander McQueen. В двадцать Маккуин попадает на работу к дизайнеру японского происхождения Кодзи Тацуно. Год спустя он отправляется в Милан, чтобы стать ассистентом дизайнера Ромео Джильи, который на тот момент был настоящей звездой индустрии. Александр попросил сестру, которая работала туристическим агентом, купить ему билет в один конец до итальянской столицы моды. К Ромео в студию Маккуин пришел с худшим, как он сам потом вспоминал, портфолио, которое себе только можно представить. Но Джильи заметил талант в начинающем дизайнере, и Маккуин получил работу в ателье. Позже он решает вернуться в Лондон, чтобы закончить обучение.
  • 1991
    В год окончания колледжа Central Saint Martins дизайнер в виде дипломной работы устраивает показ коллекции, которая вызывает резонанс в прессе. Публике были продемонстрированы брюки-бамстеры, сползавшие с бедер и открывавшие ягодичную развилку, в точности как у работяг Ист-Энда, а также кожаный топ, забрызганный кровью и грязью. Коллекция произвела сильное впечатление на известного стилиста Изабеллу Блоу (Isabella Blow), пожелавшую купить ее целиком.
  • 1992
    Поработав у итальянского модельера Ромео Джильи и усвоив технологии модного производства и маркетинга, Александр Маккуин открывает собственный бренд, под которым представляет коллекцию на Неделе prêt-à-porter в Лондоне.
  • 1994-1996
    Период, когда Маккуин творит в качестве свободного художника, оказывается сродни хулиганскому опыту: дизайнер оборачивает моделей в целлофан, гротескно утрирует макияж и использует в показах уродующие внешность силиконовые накладки. Показы, превращающиеся в свободолюбивые политические манифестации, проходят на грани фола: модельер демонстрирует публике чернокожую манекенщицу в наручниках, покрывает платья грязью и саранчой, символизирующей голод в Африке, а также организует дефиле в церкви. Подиум был спроектирован в форме распятия, а на стуле рядом с критиком Сьюзи Менкес сидел человеческий скелет. «Я считаю, что все войны в мире начались из-за религии, поэтому я хотел сделать показ именно в церкви», – объяснил Маккуин. Шоу имело такой успех, что главная модная газета WWD окрестила Маккуина спасителем Лондонской недели моды.

    Он трижды удостаивается титула лучшего британского дизайнера года (British Designer of the Year). На последней церемонии присуждения награды, вручавшейся ему принцем Чарльзом, модельер выехал на подиум на самокате и в широком голубом комбинезоне, озадачив своим видом его высочество.
  • 1996-2001
    В течение почти пяти лет Александр Маккуин занимает пост главного дизайнера Дома Givenchy. При этом параллельно работая над коллекциями для собственного бренда. Его творчество по-прежнему одиозно: Маккуин выводит в качестве манекенщицы девушку с ограниченными физическими возможностями, посыпает подиум гравием, либо вовсе отказывается от услуг моделей, заменяя их манекенами на крутящихся подставках.
  • 2001
    Прекратив сотрудничество с Домом Givenchy, Александр Маккуин заключает торговое соглашение с концерном Gucci Group. Продав ему 51% акций марки Alexander McQueеn, он становится креативным директором своего именного лейбла. В начале нулевых Маккуин полностью посвящает себя развитию своего бренда. Все эксперименты дизайнера с восторгом воспринимаются зрителями. Он занимался созданием мужских и женских коллекций, а также аксессуаров, оптики и ароматов. За последующие девять лет Александр Маккуин обзавелся огромной армией друзей и поклонников его таланта среди знаменитостей. Каждый показ модельера все ждали как настоящего шоу.
ПОКАЗЫ
Главным в творчестве Александра Маккуина был сам показ, который к концу жизни дизайнера переродился в полноценную мистерию, сочетающую в себе элементы моды, современного искусства, музыкального представления, перформанса и даже отдалённый флёр рок-концерта. Каждый раз это было что-то свежее, необычное и крайне провокационное.
ЛУЧШИЕ ПОКАЗЫ АЛЕКСАНДРА МАККУИНА
КОЛЛЕКЦИЯ «№.13» ВЕСНА-ЛЕТО 1999
Показ держал зрителей в напряжении до самого конца, ведь в центре импровизированного зала-подиума находились две футуристичные машины, предназначение которых было неясно. Модели в брюках сложного кроя, удлинённых пиджаках и платьях из органзы обходили приборы стороной, пока закрывающая шоу Шалом Харлоу в пышном белом вечернем платье не стала между ними: тогда роботы включились в модный процесс, выводя орнаменты тёмными чернилами прямо поверх её наряда.
КОЛЛЕКЦИЯ «VOSS» ВЕСНА-ЛЕТО 2001
2001 год стал переломным в карьере дизайнера благодаря показу «VOSS», состоявшемуся на Неделе моды. В центре подиума Маккуин разместил зеркальный куб, и когда в зале зажегся свет, зрители увидели лишь собственное отражение, на которое им предстояло смотреть в течение двух часов. Затем стекло вдребезги разбилось, и перед публикой предстали модели, наряды которых были вдохновлены фильмами Хичкока и шокирующими работами фотографа Джоэля-Питера Уиткина. Пышные платья, декорированные страусиными перьями, головы моделей, перевязанные бинтами, сложные конструкции с чучелами птиц на плечах — противоречивое шоу вызвало у зрителей бурю эмоций.
КОЛЛЕКЦИЯ «ВДОВЫ КАЛЛОДЕНА» ОСЕНЬ-ЗИМА 2006-2007
Коллекция «Вдовы Каллодена» была создана дизайнером, чтобы пролить свет на бурную политическую историю Шотландии, а именно – на одно из самых кровавых событий британской истории 1746 года. В тот год рядом с селением Каллоден сошлись войска шотландского ополчения под предводительством Чарльза Стюарта и правительственные войска: в бою погибли более полутора тысяч шотландцев. В коллекции Маккуина преобладали многосложные фактуры тканей, вариации из шотландской клетки, меха и перья. Под стук барабанов и звуки волынки модели дефилировали по деревянному подиуму, нося на головах сложные конструкции из рог, гнезд, крыльев бабочек и птиц. Показ сопровождался музыкой Джона Уильямса из «Списка Шиндлера». Кульминацией шоу стало появление из темноты парящей голограммы Кейт Мосс в воздушном платье из органзы.
КОЛЛЕКЦИЯ «LA DAME BLEUE» ВЕСНА-ЛЕТО 2008
Неподражаемая икона стиля Изабелла Блоу была ближайшей подругой и наставницей Александра Маккуина, поддерживающей его с самого начала карьеры – в 1994 году она полностью выкупила дебютную коллекцию молодого выпускника Колледжа искусства и дизайна Сент-Мартинс за 5 тысяч фунтов, выплачивая ему по 100 фунтов в неделю. Ее самоубийство в мае 2007 года повергло дизайнера в шок, от которого он не смог оправиться до конца своей жизни. Весенне-летняя коллекция 2008 года была полностью посвящена легендарной Иззи. Ее модельер создал совместно с Филипом Трейси, еще одним протеже Блоу. Каждую из вещей, представленных на подиуме, Изабелла могла надеть на светское мероприятие или к себе в офис – она искренне считала, что понятия overdressed не существует, и не выходила из дома без яркой помады и очередного экстравагантного шедевра Филипа Трейси. Коллекция–трибьют имела грандиозный успех.
КОЛЛЕКЦИЯ «THE HORN OF PLENTY» ОСЕНЬ-ЗИМА 2009-2010
Помимо дизайна одежды Александр Маккуин с детства серьезно увлекался орнитологией и даже ходил на курсы по изучению строения птиц. Апогея любовь дизайнера к пернатым достигла, когда он создал коллекции «The birds» (1995 год) и «The Horn of Plenty» (2009 год), некоторые модели которой были полностью или частично выполнены из утиных перьев. Абсолютно непрактичные вещи не были предназначены для носки, зато полностью отражали ДНК бренда. Маккуина часто обвиняли в излишней театральности и драматизме, его творения считали несовместимыми с жизнью. Сам художник не отрицал этого, заявляя, что его коллекции – это искусство, а не коммерция.
КОЛЛЕКЦИЯ «PLATO`S ATLANTIS» ВЕСНА-ЛЕТО 2010
Фантазия дизайнера была поистине безгранична – в коллекции «Plato`s Atlantis» он нарисовал мир после того, как его настигнет трагедия, которая случится в результате глобального потепления. По версии Маккуина, Землю будут населять полулюди-полурептилии, приспособленные к жизни как на суше, так и под водой. Модным откровением стали туфли «Armadillo» на высокой платформе и 30-сантиметровых каблуках, в которых Леди Гага появилась в своем видео «Bad Romance» и, таким образом, принесла Маккуину популярность среди широких масс.
11 февраля 2010 года в 10:20 утра Маккуин был найден повешенным в своей квартире в районе Грин-парка в Лондоне. Дизайнер ушел из жизни через три дня после кончины своей матери Джойс и через три года после смерти его друга и музы Изабеллы Блоу, которой была посвящена его коллекция весна-лето 2008.
Неожиданная смерть дизайнера в первый день Недели моды в Нью-Йорке потрясла весь модный мир.

Режиссеры Иэн Бонот и Питер Эртегуи выпустили документальный фильм McQueen, включивший в себя много ранее не публиковавшихся видео из личных архивов и интервью с семьей, друзьями и коллегами Александра. Фильм обязателен к просмотру!
27 мая 2010 года Сара Бёртон, помощник Маккуина и его «правая рука», была объявлена новым креативным директором бренда Alexander McQueen.

Смерть Маккуина могла положить конец эпохе «Великих модных открытий» в Великобритании с ее романтикой и стремлением к мечте, ведь Александр Маккуин не просто создал с нуля потрясающий бренд и воскресил в Англии мастерство ручного труда (пошив корсетов, плетение кружева, отделка перьями) – он оказал огромное влияние на целое поколение дизайнеров.

Главной проблемой становится само многогранное наследие Маккуина. Его бушующее многообразие образов. Перед нами не классический дизайнер. Нет, перед нами настоящий художник-визионер, руководствующийся в первую очередь собственными сложными мистическими переживаниями. Вместо классических коллекций зритель получал высказывания художника, его реакцию на события окружающего мира, историю, место женщины в обществе в частности и судьбу человечества в целом.

Во многом благодаря Бёртон этого не произошло, и сегодня она творит под знаменем Alexander McQueen собственную историю. Она смягчила излюбленные темы Ли и привнесла в коллекции бренда больше женственности и утонченности.
  • 2010
    В июне 2010 года Бёртон запустила свой первый показ мужской одежды «Pomp and Conditioning» под брендом McQueen, получив в целом положительные отзывы, которые отмечали, насколько сдержанным было это мероприятие. Вскоре после этого она выпустила коллекцию «Womenswear resort», которую хвалили за легкость и наличие «женского почерка». 5 октября 2010 года в Париже Бёртон показала свою первую женскую коллекцию, заявив, что ее видение бренда будет «более легким». Шоу было признано одним из самых интересных на Парижской неделе моды,«полным идей» и «более оптимистичным».
  • 2011
    В 2011 году Институт костюма музея Метрополитен в Нью-Йорке посвятил творчеству Маккуина свою ежегодную выставку. Alexander McQueen: Savage Beauty быстро стала самой посещаемой модной выставкой музея в истории и позже повторила этот успех уже в лондонском Музее Виктории и Альберта в 2015 году.

    28 ноября 2011 года Сара Бёртон стала победителем конкурса «Дизайнер года» на британской премии «Fashion Awards 2011».
  • 2012
    В 2012 году Сара Бёртон была удостоена звания кавалера Ордена Британской Империи за заслуги в развитии британской индустрии моды и вошла в ежегодный рейтинг TIME 100 самых влиятельных людей в мире. В этом же году компания Kering приобретает 100% акций модного Дома.
  • 2016
    В 2016 выходит первый аромат от Sarah Burton: McQueen Perfume и McQueen Eau de Perfume.
  • 2017
    В 2017 году показ мужской коллекции переезжает на Парижскую Неделю Моды. Впервые мужская коллекция была представлена на Парижской Неделе Моды совместно с женской.
  • 2018
    В 2018 выходит очередной аромат из коллекции Sarah Burton.
  • 2020
    В 2020-м режиссер Джонатан Глейзер, известный по фантастическому триллеру «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон в главной роли и клипам Massive Attack, Radiohead и Jamiroquai, снял для Alexander McQueen короткометражный фильм под названием «First Light». Он длится 5 минут и посвящен новой весенне-летней коллекции британского бренда.