[гýччи]
История модного дома
История модного дома Gucci – это череда взлетов и громких падений длиною более 100 лет. Сегодня бренд занимает лидирующие позиции на мировой арене моды и входит в состав транснациональной компании-ритейлера Kering.
Гуччо Гуччи родился в 1881 г. во Флоренции. Его родители были небогатыми ремесленниками. Юноша рано начал проявлять интерес к делу отца, который создавал дамские шляпки. Так Гуччо сумел познать швейное мастерство.
В 23 года Гуччи решился на открытие своего дела – небольшой мастерской по изготовлению конной упряжи. Она просуществовала совсем немного: юноша набрал долгов и так не смог развить бизнес.
Бросив все, Гуччо переехал в Лондон. Там он нашел работу в дорогой гостинице «The Savoy», в которой проработал 10 лет, выполняя работу лифтера, коридорного и носильщика. Работая в отеле, Гуччо понял одну вещь: богатые и влиятельные люди предпочитают эксклюзивные чемоданы с отменным качеством. По багажу можно узнать положение человека, его принадлежность к социальной прослойке.

Основатель бренда Гуччо Гуччи
(Guccio Gucci, 1881 - 1953)

В 1921 г. с капиталом в 30 тыс. лир Гуччи вернулся на родину. Он снова открывает свое дело. На этот раз у него все получилось. Самый первый магазин находился на Виа делла Винья Нуова, а над входом висела табличка G. GUCCI & Co в стиле ар-деко. Первое время мастерская специализировалась на изготовлении спецодежды для наездников и прочей экипировке для конного спорта, а также на чемоданах. Каждое изделие украшал первый логотип бренда — миниатюрное изображение носильщика в ливрее и кепи с саквояжем и чемоданом в руках (память о долгой службе в «Савое»). Со временем изделия лавки становились все популярнее среди элиты, а база клиентов расширялась за пределы Италии.
У Гуччи было шесть детей, и его первенец Альдо проявлял активный интерес к ремеслу отца. В 1933 году именно он придумал легендарный логотип модного дома — две переплетенные буквы G.
Дела Гуччи шли так хорошо, что в 1937 году крохотное производство разрослось до небольшой фабрики. Семейство также начало создавать дамские сумочки и перчатки, затем, по инициативе Альдо, добавились галстуки и шарфы.


В 1938 году первый бутик Gucci открылся в Риме на Виа деи Кондотти. Но уже через два года Италия вступила во Вторую мировую войну. С экономической точки зрения у Гуччо с сыновьями все было хорошо благодаря контракту на пошив сапог для армии.
Однако после пошива сапог кожи на дамские сумочки уже не хватало — делать аксессуары приходилось из парусины. На этой парусине и появился самый первый фирменный принт Gucci: соединенные ромбы темно-коричневого цвета, тисненные на парусине. После окончания войны, когда кожа перестала быть в ограниченном ресурсе, Альдо Гуччи выпустил женскую сумку из свиной кожи, которая впоследствии стала фирменным материалом Gucci.


Знаменитая Bamboo Bag родилась при аналогичных обстоятельствах в 1947 году; к концу Второй мировой войны ремесленники Gucci изо всех сил пытались найти материалы и обнаружили, что они могут использовать японский бамбук для изготовления уникальных ручек для сумок. Созданные с использованием уникального запатентованного метода, эти полированные бамбуковые ручки (имеющие седловидную форму) стали синонимом бренда. Необычный аксессуар быстро завоевал популярность, в том числе и среди знаменитостей.
В 1951 году Родольфо Гуччи открывает фирменный бутик Gucci в Милане. В 1953 г. умирает Гуччо Гуччи, а дела переходят к Альдо. Он практически сразу покинул страну и уехал в США, чтобы расширять дело. Там ему удалось добиться больших успехов:
Появилась не только знаменитая сумка, но и изображение красно-зеленой тесьмы Gucci. Вместе с логотипом они сделали изделия Gucci узнаваемыми и желанными.
В 1953 г. открывается бутик Gucci в США.



В 1960-х выходят линии одежды для женщин. Бренд становится любимым у таких известных личностей, как Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Леди Диана. Изделия Gucci начали мелькать в кино. Например, в картине «Римские каникулы» Одри Хепберн появляется в фирменном шарфике и известных лоферах с металлической пряжкой. В 1961 году сумка The Jackie, названная в честь первой леди США Жаклин Кеннеди, приобрела невероятную популярность, впоследствии став одной из самых культовых.

Конец 1970-х годов считается началом затянувшегося кризисного для бренда периода. К этому приводит череда неверных со стратегической и коммерческой точки зрения решений, которые были приняты владельцами лейбла того времени – Паоло и Родольфо. Семейные междоусобицы и конфликты только осложнили ситуацию. Так, в 1979 году Паоло и Альдо Гуччи была запущена новая линия – Gucci Accessories Collection. Предлагаемые товары отличались своей дешевизной относительно остальной продукции бренда (обуви, косметики, сумок, одежды). Очень быстро аксессуары от Gucci из символа роскоши и изящества превращаются в мелкие дешевые безделушки, которыми владеет практически каждый второй.
Кроме того, из-за ссоры Паоло доносит на отца, и Альдо проводит год под арестом из-за неуплаты налогов, а управление компанией переходит к его племяннику Маурицио.


Ради спасения компании Маурицио продал ее бахрейнскому холдингу Investcorp. С этого момента семья Гуччи перестала управлять семейным делом. Семейная драма завершилась трагедией в 1995-м: Маурицио Гуччи был застрелен киллером, которого наняла его бывшая жена — Патриция Реджани.
В 90-х руководить фирмой начал Доменико Де Соле. Он смог вернуть величие дома. Первым делом было расформировано лицензионное производство. Затем он назначил Тома Форда креативным директором компании в 1995 году. На посту креативного директора перед Фордом встала сверхважная задача: заставить всех снова мечтать о Gucci.

Посмотрев на бесконечный интеллектуальный шик, доминирующий на подиумах, дизайнер предложил всем немного расслабиться и раскрепоститься. Sex sells — старая истина, которая обрела новое звучание именно в исполнении Тома Форда. Придуманная им сексуальность Gucci — неагрессивная и не вульгарная, а в меру провокативная — сработала: в 1995 году прибыль компании увеличились практически в два раза, а в 1996-м CFDA назвал Форда лучшим дизайнером.

Главные изобретения Тома Форда — вечерние платья с глубокими разрезами в разных местах, красный бархатный костюм, который до сих пор цитируется и Gucci, и другими брендами, G-стринги с золотым металлическим логотипом Gucci на копчике, а также, безусловно, мужская линия — во всех смыслах смелая, открытая и сексуальная.
После увольнения Тома Форда пост креативного директора Gucci по очереди занимали его коллеги и ученицы. Сначала — чуть больше года — Алессандра Факкинетти, а затем Фрида Джаннини, которая преданно продолжала транслировать эстетику Форда следующие 10 лет, вплоть до 2015 года. И хотя Джаннини старалась не отходить от концепции своего наставника, кажется, от такого Gucci — с мехом и перьями, кожей и бархатом, анималистическими принтами и ярким монохромом — все подустали. В последние годы ее работы доходы бренда начали падать, и руководство решило сменить креативного директора. Казалось, что обошлось без революции: место занял помощник Джаннини, Алессандро Микеле. Однако, на самом деле в Gucci наступила новая эра.

Фрида Джаннини / Алессандра Факкинетти

В мире Алессандро Микеле можно встретить барочные мотивы, отголоски глэм-рока 1970-х, голливудский гламур 1920-х, античные сюжеты, цитаты из китайской культуры разных эпох. При Микеле Gucci превратился в райский сад, наполненный цветами, бабочками, птицами и мистицизмом. Садом называется и музей Gucci во Флоренции, который в 2018 году, после реставрации, стал городской достопримечательностью. В 2020 году Алессандро Микеле выступил с манифестом Gucci: он отказался от участия в показах по общему расписанию и придумал новый формат — онлайн-фестиваль Gucci Fest. 2021-й — год 100-летия Gucci, которое Микеле празднует все 12 месяцев. Первым официальным событием, приуроченным к юбилею, стало шоу Gucci Aria.
Знаковые черты бренда при Алессандро Микеле
Благодаря эклектичным деталям и смешению жанров и направлений, балансируя между эксцентричностью и классикой, Микеле сумел вдохнуть новую жизнь в Gucci, когда модному дому это было так нужно. Он создал уникальную и узнаваемую вселенную, которая обогащалась каждый сезон, что и привело к колоссальному успеху. Похоже, за последний год интерес к этой эстетике начал падать. 23 ноября 2022 компания Kering объявила о том, что креативный директор Gucci Алессандро Микеле покидает свой пост спустя почти 8 лет работы.
Новым креативным директором Gucci был назначен Сабато де Сарно.
Сабато родился в Неаполе и окончил две итальянские школы дизайна: Istituto Carlo Secoli и Istituto Europeo di Design. Свою карьеру он начал в 2003 году в Prada, где отвечал в основном за принты, а в 2008 стал главным дизайнером трикотажной линии женской одежды Dolce & Gabbana. Потом Сабато на протяжении 13 лет работал в Valentino: присоединился к бренду как дизайнер трикотажа и продвинулся до фэшн-директора мужского и женского ready-to-wear направления.
Первую коллекцию Сабато де Сарно для Gucci мы увидим в сентябре 2023 года в рамках Недели моды в Милане.